Иногда очень обидно говорить то, что надо (читай хочет начальство) а не то, что думаешь. Вчера весь день обсуждали (читай спорили) мою статью про доходное жилье. В результате я в очередной раз выяснила, что с шефом смотрим на мир не прсото по-разному. а с противоположных точек зрения. Для газеты я материал, конечно перправлю. 7 лет на госканале научили делать как надо. но поскольку мой вариантмне нравится больше (кто бы сомневался!), то его я пожалуй выложу сюда.. да и в дальнейшем буду кидать.
И да. дурной опыт меня ничему не учит. Я дневник сменила. а писать в него что думаю не перестала.

Сверхдоходное жилье.
В центре Калуги скоро откроется первый доходный дом. Основная идея – сдавать жилье в наем приезжим из других регионов. Причем арендовать квартиры должны не сами специалисты, а их работодатели, которые будут компенсировать часть квартплаты. В итоге, производства получат необходимые рабочие руки, а приезжие сотрудники смогут не волноваться о жилье. Но реализация проекта лично мне не показалась удачной.
В тесноте, но не в обиде?
«Тесно, очень тесно!» это первое ощущение, когда попадаешь в будущее жилье для профессионалов. Площадь крохотной комнаты – 27 квадратных метров - меньше, чем в самой крохотной однушке в хрущевке. При этом предполагается, что в этой комнатушке будут проживать по трое. Пространство на грани санитарных норм – теснее жить уже нельзя. В комнате с трудом помещаются: совмещенный санузел, три кровати, кухонька – назвать это пространство кухней просто язык не поворачивается – с микроплитой, микрохолодильником и микроволновкой. Личного пространства нет вообще, а оно необходимо человеку для психологического комфорта! Письменный стол и тот один, а значит компьютер – вещь, без которой современного человека представить сложно, поставить некуда. О всевозможных хобби, типа рисования, выпиливания лобзиком, шить и т.д. и говорить не стоит. Чем заниматься в этой клетушке после работы непонятно. Разве что пиво или что покрепче пить – как раз всегда есть товарищи-собутыльники. Правда, такие работники уже предприятиям не нужны. Места для личной жизни в этих закутках нет.
Расходный дом.
Недостаток личной жизни инвестор обещает компенсировать жизнью общественной. Значительную часть будущего дома займут места коллективного пользования – спортбар, фитнес-зал, столовая, прачечная… Но за все удовольствия придется платить. Стиральные машинки в прачечной запустятся только получив монетку, в фитнез-зал придется купить абонемент, а за ужин в столовой выложить не менее ста рублей. Ситуация для жителя доходного дома складывается следующая – либо ты сидишь в крохотной комнатушке, где нечем заняться, либо «выходишь в свет», то есть приносишь дополнительный доход владельцу здания. При этом если без столовой и фитнез-зала еще можно обойтись, то в прачечную наверняка наведается каждый. В результате, для приезжих доходный дом превращается в расходный.
Окупится меньше, чем за 10 лет?
Сложно представить себе опытного, высококлассного и как следствие уважающего себя специалиста, который будет готов ютиться в подобных условиях. Но молодежь, приехавшая издалека, могла бы, как говориться на современном сленге, «перекантоваться» пару месяцев. А если снять всю комнату в одиночку, то жилье получается хоть и не особо комфортным, но вполне приемлемым для жизни. Вот только инвесторы-застройщики планируют получать от дома ежегодный доход – 12% стоимости строительства. На меньшее никто не соглашается. И в результате, одна 27-метровая каморка будет стоить 20 тысяч рублей в месяц. Это при том, что однокомнатную квартирую в Калуге можно, если не предъявлять особых претензий, найти и за 9 без коммунальных платежей… Цена откровенно не соответствует качеству. Да, койко-место для работника скорей всего будет довольно дешевым, ведь часть квартплаты должно вносить предприятие, но комфортным такое проживание не будет. В результате, в Калуге получилось доходное жилье уровня «для бедных», но по не самым маленьким ценам.
Похожая ситуация складывается по всему региону. Арендное жилье уже существует в олимпийской деревне, в Боровском районе. Там сдаются трехкомнатные квартиры, переоборудованные под общежития, с санузлом в каждой комнате. Стоимость одной – 40 тысяч рублей вместе с коммунальными платежами. Это на 30% выше, чем стоимость трехкомнатной квартиры в Обнинске. Но предприятия все равно снимают жилье в доходных домах. Так им удается селить сразу по 3-4 человека в комнату, расплачиваться по безналичному расчету, оформлять временную регистрацию работников, возить всех на одном автобусе на предприятие… В общем, арендовать так называемое жилье для профессионалов фирмам оказывается удобно, а вот людям жить в нем не очень комфортно.
Равнение на запад?
В Европе доходные дома давно не считаются чем-то необыным. Рынок съемного жилья там богат и разнообразен, от небольших квартирок, до огромных апартаментов. И при этом жилье гораздо доступней, чем в России. Моя подруга живет в подобном доме в Германии, за небольшую квартирку, честно скажу, меньшую чем в калужском доходном доме, она отдает около 300 евро в месяц. Большее не позволяет скромная аспирантская зарплата – 1000 евро… В России в ведущих ВУЗах страны младший научный сотрудник получает 8-10 тысяч, но рублей и снять комнату в доходном доме позволить себе не может.
Дома первой необходимости!
Доходные дома – это то, что необходимо современной России. Они могут решить сразу несколько проблем. Во-первых, жилищный вопрос. Молодые семьи могли бы снимать квартиры и жить отдельно. Конфликтов поколений стало бы меньше, как минимум невестке и свекрови не приходилось бы делить общую кухню. Да и пока холостые молодые люди могли бы жить самостоятельно. Я не говорю о сотнях людей, вынужденных ютиться в ветхих и аварийных домах. Покинуть разрушающуюся квартиру для них было бы благом.
Во-вторых, миграция трудовых ресурсов. Специалисты могли бы искать и находить работу в других городах, не беспокоясь о жилье, просто переезжая из одного доходного дома в другой. Возможностей для реализации собственных способностей стало бы больше. Конкуренция на рынке труда выросла бы, а значит, работодателями пришлось бороться за кадры, а сотрудникам постоянно самосовершенствоваться, чтобы не потерять хорошее место работы. Но все это только в идеале, который в России пока не достигли и, похоже, не стремятся достигнуть.
Инвесторов тоже можно понять – отказаться от быстрой прибыли от продажи жилья в пользу медленной, но долгосрочной доходности арендного непросто и может даже приравниваться к небольшому подвигу. А Российские власти, как решили в девяностых, что отныне в стране будет рыночная экономика, так с тех пор и наивно пытаются верить, что коммерческие структуры и простые россияне разберутся сами, без вмешательства руководителей страны. Хотя если бы государство начало строить доходные дома и сдавать их в аренду. То от этого выиграли бы все, в том числе и само государство, которому удалось получать в бюджет нормальный доход, а не нефтедоллары и снизать напряженность на рынке жилья одновременно.