Очень краткое предисловие
Не то, чтобы я была уверена, что я супер-пупер мегакрутой профессионал, имеющий право учить других. Но за мастер-классы мне был обещана мисочка сливок… Ну разве я могла отказаться? Правда, скорей всего у меня получатся не уроки, а философствование на тему профессии. Но на качество сливок это же не повлияет?
Сила, способная изменить мир
Наверно, каждый рассказ о чем-либо стоит начать с самого общего понятия – с объяснения, что это такое. Например, психология – наука о поведении человека, инженер – человек, который что-либо проектирует и т.д. Вот только журналистика не так однозначна. Она скорей столь многозначна, что для каждого своя.
Журналистика – это сфера обслуживания, не более того, - заявляет мой бывший редактор. Получаются товарно-денежные отношения: донес информацию, получил за это деньги. Все.
«Наивно думать, будто журналист меняет мир» - написано в книге заместителя редактора русского репортера.
Я наивна. Для меня журналистика – сила, способная изменить мир. И даже создающая мир, если считать, что каждый из нас живет в том мире, который он представляет. Но сила эта непредсказуемая.
Лет десять назад журналистика была намного сильнее. Современное развитие Интернета и социальных сетей серьезно уменьшило ее силу. Плюс эпоха перестройки, сложившая четкое впечатление, что «СМИ - лгут» (про вранье в СМИ я в следующий раз поразмышляю
). Но и сейчас слово печатное или телевизионное может аукнуться и выйти боком.
Самый яркий, наверно, пример силы журналистики – проблемы с солью в 2006. Тогда она подорожала в несколько раз из-за спроса: народ просто сметал пачки соли, запасаясь на черный день. В итоге, продавцы продавали товар все дороже, народ в ажиотаже хватал и это… Снежный ком получился неслабый. А спусковым крючком послужила небольшая новость о задержанных на границе вагонах с солью. Сейчас уже и не вспомню, в каком городе, но оттуда паника распространилась на соседей… и охватила все ЦФО. Соль, кстати, до прежней стоимости не подешевела. Не думаю, что мои коллеги рассчитывали на столь оглушающий эффект.
А вот теперь собственно мораль размышлений.
Журналистика – сила непредсказуемая. Нет, в политике ее давно просчитали, применили к выборам и т.д. А вот в бытовых вопросах – не очень. Предугадать, где «шарахнет» твоя новость или заметка не так-то просто. И как она «шарахнет» тоже. Одна моя коллега написала статью, в которой жаловалась, что ее в областной больнице приняли плохо. Приехала сама, на такси туда. Наверняка хотела, чтобы в больнице начали добрее относиться к пациентам. В итоге, губернатор требует, чтобы больница вообще не принимала людей без направлений из больниц низшего звена.
Особенность журналистики в том, что она воздействует на массу. Но не на толпу, которая единый и довольно тупой организм, а на отдельные единицы в массе. Причем единицы мыслящие, чувствующие, действующие. И каждое слово воспринимающие под своим углом. (Чорд, про то, как нас читают тоже дальше!!!!) Поэтому результат статьи со 100% уверенностью не предскажешь.
И все же. Для меня быть журналистом – значит менять мир. И быть готовым взять на себя ответственность за изменения мира. Без всяких там «ой, я случайно». И поэтому ответственно относиться к словам, стараясь избежать неправильного результата, и получить правильный. Хотя и не всегда получается.
Не то, чтобы я была уверена, что я супер-пупер мегакрутой профессионал, имеющий право учить других. Но за мастер-классы мне был обещана мисочка сливок… Ну разве я могла отказаться? Правда, скорей всего у меня получатся не уроки, а философствование на тему профессии. Но на качество сливок это же не повлияет?
Сила, способная изменить мир
Наверно, каждый рассказ о чем-либо стоит начать с самого общего понятия – с объяснения, что это такое. Например, психология – наука о поведении человека, инженер – человек, который что-либо проектирует и т.д. Вот только журналистика не так однозначна. Она скорей столь многозначна, что для каждого своя.
Журналистика – это сфера обслуживания, не более того, - заявляет мой бывший редактор. Получаются товарно-денежные отношения: донес информацию, получил за это деньги. Все.
«Наивно думать, будто журналист меняет мир» - написано в книге заместителя редактора русского репортера.
Я наивна. Для меня журналистика – сила, способная изменить мир. И даже создающая мир, если считать, что каждый из нас живет в том мире, который он представляет. Но сила эта непредсказуемая.
Лет десять назад журналистика была намного сильнее. Современное развитие Интернета и социальных сетей серьезно уменьшило ее силу. Плюс эпоха перестройки, сложившая четкое впечатление, что «СМИ - лгут» (про вранье в СМИ я в следующий раз поразмышляю

Самый яркий, наверно, пример силы журналистики – проблемы с солью в 2006. Тогда она подорожала в несколько раз из-за спроса: народ просто сметал пачки соли, запасаясь на черный день. В итоге, продавцы продавали товар все дороже, народ в ажиотаже хватал и это… Снежный ком получился неслабый. А спусковым крючком послужила небольшая новость о задержанных на границе вагонах с солью. Сейчас уже и не вспомню, в каком городе, но оттуда паника распространилась на соседей… и охватила все ЦФО. Соль, кстати, до прежней стоимости не подешевела. Не думаю, что мои коллеги рассчитывали на столь оглушающий эффект.
А вот теперь собственно мораль размышлений.
Журналистика – сила непредсказуемая. Нет, в политике ее давно просчитали, применили к выборам и т.д. А вот в бытовых вопросах – не очень. Предугадать, где «шарахнет» твоя новость или заметка не так-то просто. И как она «шарахнет» тоже. Одна моя коллега написала статью, в которой жаловалась, что ее в областной больнице приняли плохо. Приехала сама, на такси туда. Наверняка хотела, чтобы в больнице начали добрее относиться к пациентам. В итоге, губернатор требует, чтобы больница вообще не принимала людей без направлений из больниц низшего звена.
Особенность журналистики в том, что она воздействует на массу. Но не на толпу, которая единый и довольно тупой организм, а на отдельные единицы в массе. Причем единицы мыслящие, чувствующие, действующие. И каждое слово воспринимающие под своим углом. (Чорд, про то, как нас читают тоже дальше!!!!) Поэтому результат статьи со 100% уверенностью не предскажешь.
И все же. Для меня быть журналистом – значит менять мир. И быть готовым взять на себя ответственность за изменения мира. Без всяких там «ой, я случайно». И поэтому ответственно относиться к словам, стараясь избежать неправильного результата, и получить правильный. Хотя и не всегда получается.